Эмблема для кнопки.png


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

305001 г. Курск, ул. А.Невского, д.7. Тел/факс: (4712) 70-14-60

4 мая 2017 года

4052017_01.JPG

В июне этого года у муниципальных выборов в Курской области 20-летний юбилей. В 1997 году впервые в новейшей российской истории в регионе состоялись масштабные выборы депутатов представительных органов и глав более 500 муниципальных образований. Председатель Избирательной комиссии Курской области Галина Дмитриевна Заика рассказала в интервью журналу «Муниципальная служба: правовые вопросы» (№1, 2017 год) об особенностях организации муниципальных выборов,опыте проведения избирательных кампаний, системе избирательных комиссий и контроле за соблюдением избирательных прав граждан.

— Галина Дмитриевна, какие принципиальные изменения, на Ваш взгляд, произошли за два прошедших десятилетия в сфере правового регулирования избирательного процесса на муниципальном уровне?

— Избирательная система Курской области как часть российской избирательной системы постоянно совершенствуется. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним Законом Курской области от 3 декабря 2009 г. № 106-ЗКО «Кодекс Курской области о выборах и референдумах». Областной закон, разработанный Избирательной комиссией Курской области совместно с правовыми службами Администрации Курской области, Курской областной Думы, регионального Управления Министерства юстиции Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты, объединил все нормы регионального законодательства о проведении выборов и референдумов различных уровней.

За два прошедших десятилетия значительно повысились требования к организаторам выборов и участникам избирательного процесса, к техническому сопровождению, информационному обеспечению выборов и информированию избирателей. Усилена административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере избирательного права.

Значимым событием в истории развития органов местного самоуправления региона стали выборы в 2010 г., которые проводились на основании Закона Курской области от 26 апреля 2010 г. № 26-ЗКО «О преобразовании некоторых муниципальных образований и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области». В результате укрупнения из 317 сельских поселений были образованы 130. По итогам волеизъявления граждан в единый день голосования 10 октября полностью сформированы органы местной власти — избраны главы сельских поселений и составы Собраний депутатов сельских поселений на пятилетний срок полномочий. При этом выборы депутатов проводились по многомандатным округам.

Такая система голосования оказалась более предпочтительной, чем одномандатные избирательные округа, особенно на выборах в городских и сельских поселениях. Причин несколько: существенно уменьшается необходимое количество кандидатов для того, чтобы выборы состоялись, а дополнительные выборы проводятся только в том случае, если в многомандатном округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов. Это на порядок уменьшает количество дополнительных выборов и соответствующие материальные затраты из бюджетов поселений.

В настоящее время в Курской области насчитывается 355 муниципальных образований — 28 муниципальных районов, 5 городских округов, 322 поселений (27 городских и 295 сельских). В 354 из них в соответствии с уставами муниципальных образований выборы депутатов представительных органов власти проводятся по мажоритарной избирательной системе — по одномандатным либо многомандатным избирательным округам. При проведении выборов депутатов Курского городского Cобрания применяется смешанная(мажоритарно-пропорциональная) система.

Стоит отметить, что за эти годы повысилась общественно-политическая значимость депутата представительного органа муниципальной власти. Одна из причин — необходимость прохождения так называемого муниципального фильтра для кандидатов надолжность Губернатора Курской области. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Курской области от 20 июня 2012 г. № 51-ЗКО «О выборах Губернатора Курскойобласти (руководителя Администрации Курской области)» выдвижение кандидата политической партиейдолжны поддержать 6% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Курской области.

Еще одна причина повышения статуса муниципального депутата — изменения, связанные с порядком избрания глав муниципальных образованийна территории Курской области. До 2015 г. главы муниципальных районов, городских и сельских поселений избирались на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В настоящее время порядок избрания и полномочия глав муниципальных районов, городских округов и глав поселений Курской области определяет Закон Курской областиот 19 ноября 2014 г. № 72-ЗКО «О порядке избрания,месте в системе органов местного самоуправленияи сроках полномочий глав муниципальных образований» (в редакции Законов Курской области от28.04.2015 № 33-ЗКО и от 27.04.2016 № 29-ЗКО).

Согласно ст. 1 данного закона, глава муниципального района в соответствии с уставом муниципального образования может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

При избрании главы городского или сельского поселения в уставе муниципального образования может быть предусмотрена одна из трех схем.

Первая — избрание на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. При этом в случае избрания глава либо входитв состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

Вторая схема — глава избирается представительным органом муниципального образования из своего состава сроком на пять лет и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. При этом полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются.

И третья схема — глава может избираться представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавлять местную администрацию.

Главы городских округов «Город Железногорск», «Город Курск», «Город Курчатов», «Город Льгов», «Город Щигры» избираются соответственно Железногорской городской Думой, Курским городским Собранием, Курчатовской городской Думой, Льговским городским Советом депутатов, Щигровской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляют местную администрацию.

Внедрение новых моделей, когда главы муниципальных образований избираются представительным органом из состава депутатского корпуса или из числа кандидатов, представленных конкурснойкомиссией по результатам конкурса, позволяет избежать систематического проведения досрочных муниципальных выборов, существенно сэкономить бюджетные средства и трудовые ресурсы.

— Как в Курской области выстроена система избирательных комиссий, непосредственно организующих подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, в том числе прием документов для выдвижения от кандидатов, их регистрацию, организацию голосования, подведение результатов выборов?

— На протяжении ряда лет организаторами выборов в органы местного самоуправления выступали избирательные комиссии муниципальных образований. К примеру, 23 октября 2005 г. в рамках реформы местного самоуправления и в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2005 г. № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Курской области от 9 марта 2005 г. № 6-ЗКО «О дате выборов органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных районов» состоялись первые выборы депутатов представительных собраний и глав 28 муниципальных районов. Для этого вконце 2004 — начале 2005 г. были сформированы составы избирательных комиссий муниципальных районов,проведено обучение их членов.

Однако в последние несколько лет в Курской области, как и во многих субъектах Российской Федерации, все более отчетливой становится тенденция возложения полномочий муниципальных избирательных комиссий на территориальные избирательные комиссии. Правовой механизм изложен в п. 4ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в ч. 4 ст. 24 Закона Курской области «Кодекс Курской областио выборах и референдумах». Когда истекает срок полномочий соответствующей муниципальной избирательной комиссии, представительный орган муниципального образования обращается в Избирательную комиссию Курской области с ходатайством о возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию.

В период с 2012 по 2016 г. более 50 избирательных комиссий муниципальных образований прекратили свою работу, их полномочия поподготовке и проведению выборов переданы территориальным избирательным комиссиям. Наиболее активно этот процесс отмечен в Беловском, Большесолдатском, Дмитриевском, Золотухинском, Кореневском, Курчатовском, Пристенском, Фатежском, Хомутовском районах, где все выборы муниципального уровня проводят территориальные избирательные комиссии.

Возложение полномочий муниципальных избирательных комиссий на территориальные позволяет,на наш взгляд, более качественно и профессионально подходить к процессу организации избирательных кампаний, проводить обучение кадрового состава с учетом актуальных изменений избирательного законодательства. Ведь, как правило, выборы в муниципальном образовании проводятся в основном по истечении срока полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, т.е. один раз в пять лет.

Члены избирательной комиссии муниципального образования не успевают наработать опыт в правоприменительной практике в качестве организаторов выборов. Однако каждый случай возложения полномочий муниципальной комиссии на территориальную должен проходить детальный анализ целесообразности и тщательную правовую оценку.

И территориальные, и муниципальные комиссии являются коллегиальными органами, которые формируются на основе предложений политических партий и иных общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, избирательных комиссий предыдущих составов, собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.

В настоящее время в регионе действуют 35 территориальных избирательных комиссий, из них 32 комиссии в той или иной степени осуществляют полномочия по организации и проведению муниципальных выборов на территориях муниципальных районов игородских округов. Действующими являются также ряд избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе Избирательная комиссия города Курска.

— Особая ответственность при проведении выборов лежит на участковых избиркомах, ведь именно они работают с избирателями, наблюдателями и составляют итоговые протоколы об итогах голосования на избирательных участках. Сегодня в экспертном сообществе активно дискутируется вопрос о возвращении схемы формирования участковых избирательных комиссий, которая существовала до 2012 г., когда участковые избирательные комиссии формировались накануне каждых выборов.

— Действительно, этот вопрос обсуждался в ходе научно-практической конференции «Избирательнаясистема России: опыт формирования и перспективыразвития», которая проводилась 24–25 ноября 2016г. ЦИК России. Федеральный закон от 2 октября2012 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменил подход к формированию участковых избирательных комиссий.

Они стали формироваться сроком на пять лет, а не накануне конкретных выборов, как это было ранее. На тот же срок образуются и избирательные участки. В течение пяти лет все выборы различного уровня — федеральные, региональные и муниципальные — проводят данные избирательные комиссии.

На территории Курской области действуют 1160 участковых избирательных комиссий. Новые члены комиссий взамен выбывших назначаются из резерва составов участковых комиссий.

Позитивные стороны такого подхода к формированию комиссий в том, что, во-первых, достаточно большой объем работы выводится за пределы ограниченных сроков проведения избирательной кампании, а во-вторых, есть возможность выстроить цикл обучения членов участковых избирательных комиссий задолго до дня голосования, что, безусловно, влияет на качество профессиональной компетенции организаторов выборов.

Однако практически сразу после применения закона на практике обозначилась проблема, особенно характерная при проведении муниципальных избирательных кампаний в городских и сельских поселениях.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» членами комиссий с правом решающего голоса на соответствующих выборах не могут быть супруги и близкие родственники кандидатов, близкиеродственники супругов кандидатов, а также лица,которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов. И если в межвыборный период намомент формирования УИК у гражданина не было ограничений, связанных с членством в комиссии, то в течение пяти лет ситуация зачастую меняется.

Поэтому накануне каждых выборов, как правило, проводится трудоемкая и масштабная ротация кадрового состава избиркомов, которую практически можно сравнить с формированием комиссий заново. Из составов участковых комиссий исключаются члены, имеющие какое-либо отношение к кандидатам, на их место назначаются новые члены из резерва составов участковых комиссий. При этом Избирательная комиссия Курской области осуществляет сбор предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий.

Другой вариант действий — полномочия членов УИК, имеющих какие-либо ограничения на соответствующих выборах, приостанавливаются на время проведения избирательной кампании и возобновляются после ее окончания. Но в таком случае комиссии приходится работать не в полном составе,что создает значительные трудности, особенно когда в единый день голосования происходит совмещение сразу нескольких уровней выборов. К примеру, 18 сентября 2016 г. на отдельных территориях участковые комиссии составляли пять-шесть протоколовпо итогам голосования на избирательных участках.

В любом случае, какая бы схема формирования УИК ни была определена законодателями, приоритетным вопросом для нас как для организаторов выборов является проведение обучения членов участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий. Ежегодно Избирательнаякомиссия Курской области утверждает планы обучения, основные темы лекционных и практическихзанятий — организация работы участковой избирательной комиссии, работа со списками избирателей, юридическая ответственность и правовые санкции за нарушение избирательного законодательства.

Особое внимание уделяется вопросам информирования избирателей, организации работы УИК в день голосования и в предшествующий ему день.

— Каковы полномочия Избирательной комиссии Курской области при подготовке и проведении муниципальных избирательных кампаний?

— Полномочия определены в ст. 23 Закона Курской области «Кодекс Курской области о выборах и референдумах». Комиссия осуществляет на территории области контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, организует закупку технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, осуществляет на территории области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий, обеспечивает реализацию мероприятий, связанных справовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям. Комиссия вправе заслушивать сообщения органов исполнительной власти областии органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления.

Обязанность комиссии — рассматривать жалобы (заявления) нарешения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимать по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

В процессе подготовки к муниципальным выборам члены Избирательной комиссии Курской области совместно с управлениями аппарата комиссии разрабатывают примерные календарные планы мероприятий по подготовке и проведению выборов, перечни и формы документов, представляемых кандидатами в избирательные комиссии, организующие подготовку и проведение выборов, методические рекомендации для членов избирательных комиссий, наблюдателей, представителей средств массовой информации.

Регулярно проводятся обучающие семинары для организаторов выборов. Данная работа ведется в целях повышения эффективности организации избирательного процесса и правовой культуры его участников.

— Как изменились условия реализации пассивного избирательного права на муниципальных выборах?

— С 2009 года депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, в то время как ранее возможность избираться связывалась с достижением гражданином 21-летнего возраста. Исходя из практики проведения выборов, нельзя сказать, что это существенным образом повлияло на возрастной состав кандидатов либо депутатов представительных органов муниципальных образований.

К примеру, на предыдущих выборах в органы местного самоуправления 18 сентября 2016 г. на 999 вакантных мандатов депутатов представительных органов муниципальных образований по итогам этапа выдвижения претендовали 2330 кандидатов. Из них только 22 кандидата — в возрасте от 19 до21 года. Избранных депутатов среди них нет. Большинство кандидатов, как и избранных депутатов, — это граждане в возрасте от 40 до 59 лет.

Значительно расширен перечень сведений, предоставляемых кандидатами в избирательные комиссии, возросли требования к их достоверности. Кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

В то же время более либеральным стал подход к формированию избирательных фондов кандидатов, законодатель пошел навстречу участникам избирательного процесса. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда теперь необязательно приусловии, если число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч, и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Кроме того, на выборах органов местного самоуправления сельских поселений создание избирательного фонда кандидата возможно без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пяти тысяч рублей.

В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.

— Как можно оценить участие избирательных объединений в муниципальных выборах?

— Повысилась активность политических партий при выдвижении кандидатов. Если на муниципальных выборах 2009 г. своих кандидатов выдвинули четыре региональных отделения политических партий («Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России», «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь»), то в 2013 г. на предвыборную дистанцию вышли представители уже восьми избирательных объединений: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Родина», «Российская партия народного управления», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Справедливая Россия».

В 2016 г. для участия в муниципальных выборах на территории региона своих кандидатов выдвинули шесть политических партий: четыре парламентские и две непарламентские — «Казачья партия Российской Федерации» и партия «Яблоко». Из 999 мандатов депутатов представительных органов муниципальных образований, подлежащих распределению по итогам выборов, 911 получили кандидаты «Единой России»; 32 — кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения; 20 — кандидаты КПРФ; 17 — кандидаты ЛДПР; 17 — кандидаты «Справедливой России»; 2 — кандидаты «Казачьей партии Российской Федерации».

По состоянию на 13 января 2017 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области зарегистрировано 61 региональное отделение политических партий. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» не требует сбора подписей, так как данные партии допущены к распределению депутатских мандатовв Курской областной Думе. На уровне собраний депутатов Солдатского сельсовета Горшеченского района и Чаплинского сельсовета Курчатовского района данный список дополняет политическая партия «Казачья партия Российской Федерации», так как по итогам выборов 18 сентября 2016 г. кандидаты партии вошли в составы названных представительных органов муниципальных образований.

— Какие муниципальные выборы предстоит провести на территории Курской области в 2017 г.?

— В единый день голосования 10 сентября 2017 г. планируется провести 75 избирательных кампанийпо выборам в органы местного самоуправления.

По итогам предстоит распределить 746 мандатов: избрать 745 депутатов представительных органов муниципальных образований области и главу Льговского района.

Центром общественно-политических событий станет город Курск, где должны быть избраны 34 депутата представительного органа муниципальной власти — Курского городского Собрания шестого созыва. При этом 17 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе, т.е. по одномандатным округам, и еще 17 депутатов — по пропорциональной системе по единому округу, охватывающему всю территорию города Курска.

Среди наиболее крупных избирательных кампаний стоит отметить также выборы составов депутатов Железногорской городской Думы, Щигровскойгородской Думы, Представительных собраний Касторенского и Льговского районов, собраний депутатов административных центров муниципальных районов — поселков Глушково, Медвенка, Солнцево, Черемисиново, города Фатежа.

Организацию и проведение выборов будут осуществлять 21 территориальная избирательная комиссия, 8 избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе Избирательная комиссия города Курска и две избирательные комиссии муниципальных районов, а также 482 участковые избирательные комиссии. Правом голоса обладают около 600 тысяч избирателей, это более 60% избирателей региона.

Стоит отметить, что при проведении муниципальных выборов на территории области сохраняется относительно высокая активность избирателей — на избирательные участки приходят в среднем около 50% граждан, внесенных в списки для голосования.

На наш взгляд, это свидетельствует о заинтересованности граждан в формировании самых близких народу местных органов власти и легитимности избранных глав и депутатов.

Беседу вел Мигущенко Олег Николаевич,главный редактор журнала «Муниципальная служба: правовые вопросы», доктор юридических наук, доцент

Журнал «Муниципальная служба: правовые вопросы», №1, апрель 2017 года


Возврат к списку